Запятнанная фальсификациями победа "национального лидера" в первом туре рискует еще больше дискредитировать его в глазах городского среднего класса, протестующего на улицах против "управляемой демократии" и лжи и выступающего за политическую открытость и независимость правосудия, пишет Le Monde. "У Владимира Путина есть выбор. Он может пойти на уступки или ужесточить тон, как он и поступал на протяжении всей кампании, сравнивая оппозиционеров то с обезьянами, то с предателями, продавшимися Западу. На данный момент он рассчитывает, что протестное движение выдохнется", - отмечает корреспондент Мари Жего.
Каким бы многочисленным ни был путинский электорат, его мотивация слаба по сравнению с мотивацией оппозиции, констатирует издание. "Миллионы россиян, приверженных патернализму, - госслужащие, пенсионеры, работники госкомпаний - рассчитывают на государство-провидение, которое сохранит стабильность и улучшит их уровень жизни", - приводит газета слова политолога Игоря Бунина. Чтобы оправдать их ожидания, Путин в ходе избирательной кампании пообещал повысить зарплаты полицейским, военным, учителям и медработникам, а также вложить 600 млрд евро в ВПК, рискуя сделать бюджет дефицитным; а жизненно необходимая реформа пенсионной системы и повышение тарифов на газ, электроэнергию и коммунальные услуги были отложены до лета 2012 года, пишет издание. По мнению социолога и директора "Левада-Центра" Льва Гудкова, эти щедроты уже не принесут прежнего эффекта, так как их быстро аннулирует инфляция, а повышение тарифов лишь усилит недовольство, которое возникнет к осени. По последним социологическим данным, россияне с периферии, голосовавшие за Путина, тоже недовольны существующей системой, где нет правосудия, а государство пренебрегает гражданами. "До сих пор не может быть и речи об участии населения в принятии важных решений. Начиная с 2004 года, губернаторов больше не выбирают, парламент уже давно выполняет функции регистрационной палаты, а партии создаются и распускаются в Кремле. Однако с момента начала манифестаций усиливается ощущение того, что ситуация изменилась, - отмечает журналистка. - Под давлением улицы президент Медведев предпринял реформы. Скоро будет упрощен процесс создания партий, губернаторов вновь станет выбирать население. Сколько бы Владимир Путин ни говорил о "фильтре" для кандидатов, выбираемых им самим и ФСБ, спрос на перемены настолько велик, что ему не уклониться от истинной политической либерализации, в противном случае он рискует лишиться поддержки своего клана, этой новой олигархии".
Вторая волна требований придет из регионов: молодые люди, пытавшиеся бороться с фальсификациями в качестве наблюдателей, теперь хотят использовать свой потенциал на региональных выборах. В результате в политике появятся новые лица, которые сумеют разрушить архаичную систему "лояльность в обмен на теплые места", созданную за последние 12 лет. "Таков парадокс этих выборов: Владимир Путин был избран, но его система власти агонизирует", - резюмирует Le Monde.
|