Польский Институт национальной памяти (ИНП), расследующий преступления против народа страны, в ближайшие недели направит властям разработанный им проект сноса 500 советских памятников, сообщают польские СМИ. Как заявил глава института Лукаш Каминский, памятники планировалось снести еще в начале 90-х годов, то, что они до сих пор сохранились, свидетельствует о незавершенной политической трансформации в Польше. Инициатива во многом носит антироссийский характер, однако трактовать ее необходимо прежде всего в контексте острого внутриполитического кризиса, проходящего сейчас в Польше. Кульминацией его стали переговоры 31 марта в польском сейме лидеров всех влиятельных политических сил страны. По словам президента ИНП, "эти памятники символизируют господство коммунистической системы над Польшей и должны быть уничтожены". Взаимосвязь этих событий очевидна: польское руководство стремится отвлечь народ от внутриполитических проблем и пытается сплотить расколотую нацию борьбой против общего врага. Есть и третья причина - создать в Польше новый политический консенсус, но уже не связанный с советской историей. Причиной такого поведения Варшавы стала нарастающая обеспокоенность польского общества резкими политическими изменениями в стране. Сразу после победы партии "Право и справедливость" (ПиС) на парламентских выборах в конце прошлого года началась масштабная чистка госаппарата и перекройка политической системы Третьей Речи Посполитой. Речь идет, в частности, о поправках к законам о Конституционном суде (КС), госслужбе, прокуратуре, спецслужбах и СМИ. Пошли разговоры о скорой смене конституции и установлении в Польше авторитарного режима по типу "коллективного Пилсудского". Перемены, осуществляемые правящей партией без диалога с обществом, вызвали напряженность внутри страны и за ее пределами. Так, Еврокомиссия начала в отношении Польши беспрецедентную процедуру, "касающуюся угрозы правовому государству". Недавно консультативный орган Совета Европы по конституционному праву - Венецианская комиссия признала, что "польские власти нарушили конституцию, ограничив влияние КС". По всей Польше стали проходить многотысячные демонстрации под лозунгом "Восстановим в стране конституционный порядок". Оппозиция говорит о серьезном вреде действий власти для имиджа Польши на международной арене и о разрушении правовой системы внутри страны. Польские политики времен борьбы с коммунизмом вроде Леха Валенсы заговорили о создании Солидарности 2.0 и об угрозе гражданской войны этой весной. Правящая партия ПиС долго не придавала серьезного значения заявлениям и митингам оппонентов. Варшава демонстративно делала вид, что решение Еврокомиссии и скандальный вердикт Венецианской комиссии ее особо не волнуют. Для крикунов вроде бывшего президента Валенсы нашлись чемоданы с компроматом. Дошло до того, что глава КС Анджей Жеплинский заявил, что его жизнь может находиться под угрозой. У польского общества возникло ощущение, что политические реформы могут пойти по латиноамериканскому сценарию. Это обстоятельство и неразрешимый скандал вокруг КС стали толчком к проведению переговоров в сейме. Главными переговорщиками стали лидер правящей партии ПиС Качиньский и глава оппозиционной партии "Гражданская платформа" Схетына. Они выказали готовность к компромиссу. Ярослав Качиньский даже заявил Польскому радио, что не намерен менять конституцию и не стремится получить большинство в КС. Однако большинство наблюдателей расценивают этот жест как успокоительную риторику. Представитель политклуба "Кукиз'15", называемого поляками "перчаткой ПиС", отметил, что "только изменение конституции сможет разрешить конфликт вокруг КС". Поэтому остальные партии выразили осторожный оптимизм и надежду на то, "что встреча станет настоящим диалогом, а не монологом ПиС". В итоге дебаты в сейме стали лишь первым шагом в трудной политической дискуссии. До начала дебатов некоторые обозреватели сравнивали их с круглым столом 1989 года. Напомним, что этот переговорный формат привел к политическому компромиссу, позволившему без крови перейти к новому общественному строю. В переговорах принимал активное участие глава МВД генерал Чеслав Кищак, а также ряд современных политиков Польши. В том числе сам Ярослав Качиньский - тогда скромный юрист, советник забастовочного комитета. Качиньскому, как и другим участникам круглого стола, известен важный, но до сих пор замалчиваемый факт. Договоренности между противоборствующими силами Польши были достигнуты при активном участии Москвы, использовавшей политику кнута и пряника. В 1989 году СССР, переживавший трудное время, поставлял для польской экономики помощь продовольствием и необходимые ресурсы - нефть, газ, хлопок, руду за половину мировой цены. Москва намекала и на жесткий вариант развития событий в случае провала переговоров - возможный ввод войск. Рассекреченные документы говорят о том, что нынешняя Третья Речь Посполита создана при советской помощи. Может, отсюда и желание нынешней власти навсегда вычеркнуть из памяти народа советские памятники? Главный вопрос сегодня стоит так - кто и как будет поворачивать в нужную сторону новый польский круглый стол? Брюссель (точнее - Германия), с которым ассоциируются деятели оппозиции, или Вашингтон имеющие немалое влияние на лидеров ПиС. Есть ли у Запада единое стремление и нужные ресурсы, чтобы привести противоборствующие силы в Польше к компромиссу? Или сами поляки найдут в себе силы к национальному единству? Что касается Москвы, то она сегодня не является модератором круглого стола. Необходимо, чтобы новое польское согласие не оказалось однозначно антироссийским, понимаемым как сплочение поляков перед лицом угрозы с Востока. О том, что такое направление в политике Варшавы нарастает, как раз свидетельствует масштабная акция по сносу памятников. Важную роль в стабилизации ситуации и нормализации наших отношений могут сыграть прямые переговоры президентов России и Польши. Формально такая рабочая встреча будет посвящена актуальной проблеме транзита, но на ней мог бы обсуждаться широкий круг наших проблем. Главное, надо показать Варшаве, что гражданский мир в соседней Польше - однозначный приоритет для Москвы, но при одном условии - историческая память не должна подвергаться забвению. Юрий Солозобов - директор по международным программам Института национальной стратегии
|